Галицкие сказки (алфавитный указатель сказок) |
БАТУРИНСКАЯ РЕЗНЯ |
|||||||||||||||||||||
Сюжет
сказки в кратком изложении
|
Сказка под микроскопом и при ярком свете
|
|||||||||||||||||||||
Батурин - гетманская столица Мазепы. В 1708 году, во время войны со шведами, после обнаружившейся измены Мазепы, войска Меньшикова, не сумев взять Батурин штурмом, захватили его благодаря предателям из числа казаков, и устроили чудовищную резню, уничтожив всех казаков, а также мирное население, не щадя ни женщин, ни детей. Затем они подвергли пыткам и варварским казням пленных казаков. Также они сожгли и разграбили город, не пощадив и церквей |
Глубоки твои воды, великая река Хуаньхэ...
Чтобы разобраться в этой истории, необходимо немного представлять себе общую картину событий, послуживших причинами и фоном для штурма Батурина. Опишем вкратце этот сюжет, как он излагается несколькими авторами разных веков (особенных различий здесь не наблюдается). Итак, Костомаров, Субтельный, Тарле и Соловьев. Компиляция "своими словами".
Предистория: еще в 1705 году Лещинский, ставленник Карла, впервые предложил Мазепе изменить Петру. С тех пор многие договоренности достигнуты и многие обещания даны. Причем обещания Мазепа давал непосредственно Карлу. Он обещал 20 тысяч казацкого войска на стороне шведов, огромные запасы провианта и пороха для пушек, а также богатую артиллерию. И вот, осень 1708 года. Карл еще летом повернул на юг и теперь приближается к пределам Малороссии. Петр требует от Мазепы выходить на соединение с великороссийским войском, но старый гетман придумывает всевозможные отговорки наподобие "хирагричной и головной болезнью и многодельствием" или "возмущений в простодушном народе". Под Стародубом Меньшиков и Шереметьев с войском поджидают Карла, но именно к Стародубу Мазепа очень не хочет идти, придумывая все новые и новые отговорки. Никаких подозрений ни у кого еще нет - ведь Мазепу уже много раз обвиняли в измене, но он всякий раз успешно оправдывался и оставался преданным слугой в глазах Петра (всего за пару месяцев до этого Мазепа казнил в Батурине Кочубея и Искру, пытавшихся раскрыть царю глаза на истинную игру гетмана, и выданных ему Петром, который верил Мазепе больше, чем разоблачителям). 20 октября Меньшиков пишет Петру из Горска, что Мазепа прислал ему своего племянника Войнаровского с известием, что гетман едва ли не при смерти и поехал в Борзну причащаться. Меньшиков ничего еще не подозревает и жалеет старого гетмана ("..сия об нем ведомость зело меня опечалила, первое тем, что не получил его видеть, который зело мне был здесь нужен; другое, что жаль такова доброго человека.") Не подозревает ничего Меньшиков и 22-го числа, когда Войнаровский уехал от него к Мазепе ночью, "не простясь". Меньшиков хочет повидать гетмана, и ожидает застать его в Борзне, умирающим. Мазепа предупрежден об этом Войнаровским и, в страхе, что уже разоблачен, спешно бежит из Борзны в Батурин, а оттуда, через день, в направлении к шведам. Меньшиков встречает по дороге в Борзну полковника Анненкова, от которого узнает, что Мазепа в Батурине, куда и прибывает 24(26?)-го. Он кроме того, имеет указание от Петра забрать из Батурина артиллерию, куда Мазепа долго ее свозил (около 70 пушек) - эти пушки и близость к ним шведов очень беспокоят Петра. Но за день до того Мазепа бежал, оставив в Батурине гарнизон из четырех сердюцких полков, а также, видимо, (тут есть неясности) нескольких сотен из казацких полков, Мазепа со старшинами и 2 тысячами казков идет навстречу Карлу, который уже вступил в пределы Стародубского полка. 24(26?)-го, подойдя к Батурину, Меньшиков обнаруживает, что гарнизон его в город пускать не намерен. Только тут он все понимает. Он пишет письмо Петру, сообщаяя об измене Мазепы и вступает в переговоры с мятежниками. Переговоры продолжает Голицин. Мазепинские сердюки тянут время, надеясь на скорый подход Карла, пытаются выговорить несколько дней "на раздумья" и обещая потом сдаться. 30 октября или 1 ноября Петр приказывает Меньшикову штурмовать цитадель, более не медля, поскольку основные силы Карла уже опасно близки к Батурину. Рано утром 2 ноября начинается штурм батуринской цитадели, который длится всего два часа. Меньшиков пишет Петру о быстром успехе, легкости штурма, и о малых потерях. Затем, в течение того же дня, Меньшиков спешно отходит, уводя артиллерию, поскольку шведы где-то на подходе. Уходя, Меньшиков поджигает деревянную крепость и "хлебные магазины". Цель поджога взятой крепости - не дать занять ее шведам. Цель поджога "магазинов" - уничтожить те запасы, которые невозможно увести с собой, чтобы они не достались приближающимся шведам, поскольку именно шведам они и были предназначены. Главари мятежников пленены и отправлены в Глухов (там позднее они были казнены).
Это была общая канва событий, теперь рассмотрим внимательнее детали.
Первое, что бросается в глаза, это слово "козаки" в описании батуринского гарнизона. Сердюки не были казаками - ни запорожскими, ни реестровыми. Они вообще не были малороссиянами, или, как сказали бы сейчас, украинцами. Это были поляки, бесарабцы, правобережные малороссы - наемники, телохранители Мазепы, преданные лично ему. Сердюки были пешим войском. Конные сердюки назывались "компанейцами". Местных селян и казаков принимать в сердюцкие полки было запрещено.
Второе, это несоответствие дат и последовательности событий. О версиях класса "Истории Русов" и говорить нечего, в них Петр вначале узнает об измене, приходит в бешенство, потом посылает Меньшикова, а Меньшиков сразу по приходе безуспешно штурмует Батурин, заполняя рвы трупами. У Субтельного, Меньшиков, хотя и штурмует город с ходу, но, по-крайней мере, узнает об измене гетмана не заранее. Далее у Субтельного, после штурма: "...Распространяясь по всей Украине, новость о бегстве гетмана сопровождалась ужасным рассказом о том, что произошло в Батурине (1)." Ссылка (1) должна, видимо, подтверждать этот "ужасный рассказ о том, что произошло в Батурине". Сам же Субтельный расшифровывает ссылку, это два письма:
Меньшиков к Петру I, 24 октября 1708, "Письма и бумаги", VIII,2, с. 864. Петр I к Ф.М. Апраксину, 30 октября 1708, "Письма и бумаги", VII,2, с. 253. Меньшиков сначала сообщил царю о побеге Мазепы.
Однако из письма Меньшикова Петру от 24 октября следует, что Меньшиков ведет переговоры с сердюками, что переговоры пока безуспешны, и сердюки, видимо, тянут время, что Мазепу поддерживают только старшина и сердюки, а люди "из городских полков" Мазепу проклинают. Вот как он описывает измену Мазепы:
Итак, о чем же свидетельствет это письмо, на которое ссылается Субтельный? 1. Еще за неделю до штурма Меньшиков вел переговоры с сердюками. 2. Сообщая об измене гетмана, Меньшиков беспокоится о настроениях "местного простого народа", советует его "утвердить всякими обнадеживаниями чрез публичные универсалы". Обратите внимание на эти слова - до штурма остается еще неделя, да и сам штурм - дело еще не решенное, но Меньшиков уже 24-го обеспокоен лояльностью "здешнего простого народа": "...за благо вашей милости советую, что при таком злом случае надлежит весьма здешний простой народ утвердить всякими обнадеживаниями". Резня батуринских горожан и "...здешний простой народ утвердить всякими обнадеживаниями", это как? У вас в голове это стыкуется? У меня - нет. 3. Сообщает о "сотниках и полчанах", которые съезжаются к нему, прося защиты от гетмана. Но самое существенное в этом письме следующее: будучи написанным за неделю до штурма, оно никак не может быть свидетельством резни, произошедшей после штурма. Ссылка господина Субтельного провисает в воздухе. Глубоки твои воды, великая река Хуаньхэ...
В письме Петра к Апраксину, от 30 октября, на которое также ссылается Субтельный, не может быть (и нет) описания штурма по аналогичной причине - оно написано за три дня до штурма. Петр сообщает адмиралу Апраксину об измене Мазепы; что Мазепа, доверяя только генеральной старшине, обманул около 2 тысяч простых казаков, перешедших с ним Десну, и только по приближении к шведам открыл им свои замыслы. Украинский народ, по словам Петра, к счастью, не поддерживает изменника-гетмана.
Таким образом, обе ссылки Субтельного - или ошибка, или натуральная "липа", когда профессионализм историка обязывает сослаться хоть на что-нибудь, а сослаться не на что (ну, не на "Историю Русов" же в самом деле...). [этот примечательный факт впервые был замечен Эдуардом Понариным]
И вот, 1 ноября. Ночью Петр пишет Меньшикову (речь идет о Батурине):
Итак, шведы в "в четырех милях", надо быстро брать крепость или немедля уходить, завтрашнее утро - крайний срок. Что сделал Меньшиков, мы знаем - он успешно штурмовал цитадель, сообщив затем Петру о легком штурме и о малых потерях.
О чем же переписывались Меньшиков с Петром уже после штурма? 2-го ноября вечером Петр получил "зело радостное писание" от Меньшикова: "Доношу вашей милости, что мы сего числа о шти (шести) часах пополуночи здешнюю фортецию с двух сторон штурмовали и по двучасном огню оную взяли"
В тот день Петр отметил в своем "Журнале": "Батурин достали не со многим уроном людей".
Вот его ответное письмо Меньшикову:
Здесь видно, что Петр предоставляет Меньшикову решить на месте, оставить ли в городе гарнизон, чтобы "сидеть против шведов", или же срочно вывозить артиллерию, а "строение сжечь". Но даже если Меньшиков решит оставить город за собой, все равно нужно "однако ж несколько пушек лучших вывезть в Глухов".
Петр не напрасно беспокоится больше всего об артиллерии и о том, чтобы "сжечь строение", то есть цитадель (батуринская крепость была деревянной). В Батуринской цитадели не только собраны чуть ли не все гетманские пушки, но и приготовлены огромные запасы провианта и "огневых припасов" - все это было приготовлено Мазепой для армии Карла, и без всего этого Карлу теперь придется туговато (к теме батуринских пушек и припасов мы еще вернемся).
Пока еще одно замечание вскользь: фразы Петра "Батурин достали не со многим уроном людей" и "понеже когда в таком слабом городе такую артиллерию оставить, то шведы так же легко могут взять, как мы взяли" отнюдь не наводят на мысль об ожесточенном сопротивлении гарнизона и больших потерях. И не видно в этих фразах нескольких жестоких штурмов, рвов, заполненных трупами, и подлого взятия крепости лишь благодаря предателям. Полковник Нос тоже носа что-то не кажет...
А вот, спустя несколько дней, Петр упоминает штурм Батурина в одном из указов (обратите внимание на выделенный нами текст)
Угроза "учинено будет как в Батурине" в тех же выражениях повторяется еще в нескольких аналогичных указах Петра тех дней. Легко понять смысл последней части указа: это угроза. Угроза потенциальным изменникам. Петр угрожает - если не впустите в Прилуцкий замок генерала Волконского, причем "немедленно безо всякого супротивления", то с вами будет то же, что "с селящими в Батурине". И чем же, обратите внимание, угрожает Петр? Чем батуринцы поплатились за измену, по словам Петра?
"взяты от наших войск приступом, а которые противились, те побиты, а заводчики из них кажнены".
Еще далеко до победной Полтавы, измена Мазепы еще свежа, Петр крайне обеспокоен лояльностью малороссийских гарнизонов, после измены Мазепы он еще не знает, чего от них теперь ожидать (позднее мы увидим, что беспокойство это было напрасным) и угрожает им.
Остановитесь на минуту и подумайте, в этой ситуации Петру выгодно преувеличить или преуменьшить угрозу? Участь Батурина в его словах, обращенных к тем, кого он стремится ею запугать, должна быть пострашнее или помягче? Наконец, ответьте на вопрос - "взяты от наших войск приступом, а которые противились, те побиты" - это преувеличенная или приуменьшенная угроза?
Простая детская логика говорит, что Петр мог преувеличить угрозу, описав участь батуринцев более страшной, чем в реальности, но нет Петру абсолютно никакого резона угрозу преуменьшать. Иначе какой вообще смысл в угрозе?
Остановимся еще на одну минуту на этом указе. Именно этот указ выбран не случайно (есть и другие указы и письма с петровским описанием участи Батурина). Данный указ обращен, обратите внимание, к Прилуцкому полку. Постойте, но мы же только что читали на левой стороне страницы про Прилуцкий полк в Батурине! Вспомните: "Но бывшій въ городе съ полкомъ своимъ, Полковникъ Прилуцкій, Носъ... выслалъ ночью изъ города Старшину своего, прозваніемъ Соломаху..." и далее "... и напалъ на указанное симъ Старшиною место, на которомъ разположенъ полкъ Прилуцькій...". Это что же получается, Петр в этом указе рассказывает Прилуцкому полку про участь Прилуцкого полка и угрожает Прилуцкому полку участью Прилуцкого полка? Указ адресован, дословно, полковнику, коменданту, полковой старшине и казакам Прилуцкого полка. То есть этому самому "полковнику Носу и старшине Соломахе". Какое счастье, что мне не нужно это объяснять. Пусть объясняют галицкие сказочники ...
Глубоки твои воды, великая река Хуаньхэ...
Третье обстоятельство, которое нужно рассмотреть подробно, это отношение местного населения к шведам и к русской армии, а также то, что думали и знали об этом Меньшиков и Петр.
Самые первые шаги шведов в пределах Малороссии натолкнулись на сопротивление местного населения. Первый же городок на их пути, Мглин, закрыл ворота и оказал сопротивление, причем казакам помогали местные мужики.
Почеп и Стародуб также оказывают шведам сопротивление. Донесение Ф. Бартенева царю от 12 октября (шведы еще только идут к Стародубу; "черкасами" в то время иногда называли казаков")
Когда после глуховской церемонии анафематствования Мазепы Петр прибыл в Ржевку, ему сообщили приятную новость:
Примеры можно множить. Вот характерный эпизод, правда, более поздний:
И сам Петр, и Меньшиков прекрасно знают, на чьей стороне все местное население и абсолютное большинство казаков, беспокоятся о том, чтобы таким отношение малороссиян и оставалось в дальнейшем, и многократно (притом, письменно) отзываются о лояльности местного народа весьма одобрительно.
Какая же первейшая забота Петра после обнаружившийся измены Мазепы? Сохранение лояльности "малоросiйского народа", вот какая! Он издает указ "быть всем чинам в Глухове" для выборов нового гетмана, приказывет вернуть из ссылки полковника Палея, человека весьма авторитетного, вернуть жен несправедливо казненных Искры и Кочубея (которые жены, кстати сказать, находились тогда в Батурине - но остались живы, вот ведь чудеса...).
6-го числа он издает "Указ всему Малороссийскому народу", который приказывает "по городам при ратушах, а по селам по церквам прибить и всему Малоросийскому народу прочитать". В указе рассказывается об измене Мазепы, о его замыслах "Малоросийскую землю, по истощении оной, отдать под иго Полское и в порабощение Лещинскому" и, также, о событиях в Батурине:
Вообще говоря, это довольно длинный и интересный указ. Здесь рассказывается о вольностях и льготах малороссийских прошлых и будущих (в сравнении с "полским игом"), о том что русские гарнизоны в городах останутся только до окончания войны, о том, чтобы "богоотступного изменника Мазепы прелестных писем не слушали " и так далее. Петр явно старается обеспечить лояльность народа, и обращается он не к старшинам, не к казакам, а именно ко всему народу. Он, фактически, апеллирует к народу! В указе "кошевому атаману Константину Гордеенко и всему Запорожскому войску" от 12 ноября говорится примерно то же самое.
Когда же было перехвачено письмо Мазепы к Станиславу Лещинскому, где гетман обещает отдать Украину королю Польши в обмен на военную помощь, то было приказано перевести это письмо с польского и распространять повсюду, зачитывая для народа при церквях и т.д. Оригинал письма, кстати, сохранился.
Очевидно, что лояльность населения и верность казаков немало беспокоили Петра именно в результате измены Мазепы, и он всячески стремился эту верность поддержать и укрепить. Петр обещает даже оплатить убытки ("мы, великий государь, тем, кто такой убыток претерпел, обещаем, по изгнании неприятелском из земель наших, милостию своею наградить; и чтоб тем претерпенным своим убыткам писали оные и подавали росписи").
Спрашивается, как выглядит в этих обстоятельствах резня мирных горожан русскими войсками? В вашу, мой терпеливый читатель, голову, это все вместе вмещается? В мою - нет.
Напоследок, несколько слов о батуринских "припасах" и "магазинах". Армия Карла впоследствие испытывала жесточайшие трудности с провиантом и боеприпасами именно потому, что обещанные Мазепой (и действительно приготовленные им в Батурине) огромные военные запасы Карлу не достались.
Если помните, выше говорится о 70 пушках, собранных Мазепой в Батурине в ожидании Карла.
Теперь маленькое, но забавное развлечение: напрягите память или интуицию, и попытайтесь угадать, сколько пушек было у шведов в Полтавской битве?
Если не знаете правильного ответа, то не угадаете никогда.
У шведской армии в Полтавской битве действовало ЧЕТЫРЕ пушки. Всего пушек у Карла было около 30 (что тоже не Бог весть какая батарея), но пороху у шведов было только на 4 орудия! Петровская артиллерия под Полтавой превосходила противника в десятки раз! И это подавляющее превосходство в артиллерии (а может быть, и само поражение шведов) было обеспечено своевременным и молниеносным штурмом Батурина, когда Меньшиков упредил шведов буквально на день или полдня во-первых, и своевременным вывозом и/или уничтожением пушек и батуринских военных припасов во-вторых.
Итак, что же мы видим в картине батуринского штурма со всеми сопутствующими обстоятельствами?
Судьбоносная одновременно для двух империй война, штурм крепости, имеющей стратегическое в смысле исхода войны значение. Штурм cокрушительный и молниеносный (целую неделю меньшиковцы уговаривали сердюков "по хорошему", но теперь счет пошел на часы). Подумаем: у мазепинских сердюков была совершенно обоснованная надежда на скорый подход шведов, а шведы были в четырех милях.
Месяцами позднее вся шведская армия не смогла взять Полтаву (город с сопоставимым гарнизоном) за три месяца и за дюжину многочасовых штурмов - а тут "летучий отряд" Меньшикова взял Батурин за два часа - подумайте над этим обстоятельством, и вы поймете, что тот штурм просто должен был быть сокрушительным и отчаянным по своему накалу.
Вспомним, у Меньшикова был приказ Петра или немедленно взять или уходить, так же немедленно. Штурм, обратите внимание, деревянной крепости, что означает неизбежные пожары (кстати, по Соловьеву, "посады", то есть гордские постройки вокруг крепости, подожгли сами сердюки, чтобы затруднить движение русских штурмовых колонн - впрочем, источников этой соловьевской подробности нам найти не удалось). Добавьте к этому, что для Меньшикова, после успешного штурма, было абсолютно необходимо уничтожить те огромные военные припасы, которые были складированы в Батурине, чтобы ими не завладели шведы (собственно, эти припасы были припасены как раз для шведов, и их уничтожение во многом и определило исход войны). Понятно, что среди мирного населения, при таких обстоятельствах, не могло не быть жертв (кто же в те времена беспокоился о безопасности мирных горожан - уж точно не Меньшиков, и не Петр - понятное дело, - но и не Мазепа).
Жертвы среди горожан были, - это очевидно, - их в такой ситуации просто не могло не быть при любом раскладе.
Но мы-то с вами сейчас решаем вовсе не этот вопрос - "Были ли жертвы среди мирных горожан?".
Мы решаем вопрос - "Организовал ли Меньшиков после своей победы над мазепинскими наемниками резню мирных жителей Батурина?".
Мой ответ: "очень сильно и обоснованно в этом сомневаюсь". Или даже просто - "нет".
Все говорит за то, что такой резни не просто не было, а и не могло быть, - ей нет места нигде - ни в последовательности шагов действующих лиц, ни в общей картине обстоятельств, ни в самой логике тех событий. Она не вмещается в мою голову одновременно с письмами и указами, сохранившимися в подлиннике. Как не вмещаются туда же (в мою голову) рассказы про чудовищный прибор - астролябию - привезенный Меньшиковым для изничтожения малороссийского народа (а ведь эта сказка - тех же времен, и того же происхождения, что и сказка про резню мирных батуринцев, только ныне ее уже не вспоминают, ввиду очевидной абсурдности).
Но откуда же взялась тогда эта кошмарная, невероятная история, многократно повторенная, и настолько укоренившаяся в известных кругах и мозгах?
Попробуем представить себя на месте Мазепы. Я - Мазепа.
Я обещал Карлу 20 тысяч казацких сабель на его стороне, артиллерию и военные припасы в Батурине. Я обещал ему поддержку народа, который он "освободит".
Прекрасно. Карл пришел. И вот я подъезжаю к лагерю Карла. За мной идут не 20, а всего 2 тысячи казаков (да и тех я привел, фактически, обманом), из которых половина вскоре сбежит ( хуже чем сбежит - уведет с собой три сотни шведов, и продаст их туркам).
Артиллерия и военные припасы - я добросовестно их приготовил, но их нет. Ой-ой, а куда же они делись? Во всем виноват Меньшиков. Меньшиков - это исчадие Ада. Это монстр, нечеловеческий злодей - иначе и быть не может, потому что в противном случае мои объяснения выглядят смехотворными.
Поддержка народа? Ее хуже чем нет. Народ шведов, если очень мягко выражаться, не приветствует. Он попросту шведов рубит в капусту. Сохранились даже мои письменные сетования по этому поводу.
И вот я предстаю перед Карлом. Даже если бы я передумал или мне все это разонравилось, не имеет значения, - мне уже некуда больше деваться, свой Рубикон я уже перешел. В любом месте, кроме ставки Карла, меня ждет неминуемая смерть. Поэтому я вынужден как-то объяснять Карлу все это. А объяснить все это очень, очень трудно. Практически, невозможно.
И объяснение требуется незамедлительно, Карл уставился на меня, и ждет ответа.
И что же мне ему ответить? Как объяснить? Обелить в глазах Карла меня может только что-то невероятное, неслыханное, чудовищное, делающее из (кстати, давно мною люто ненавидимомого) Меньшикова настоящее исчадие Ада.
Вот я и рассказываю ему что-то в таком роде, давая жизнь этой страшной сказке... (разумеется, это не более чем догадка, но она, по крайней мере, объясняет все, и не противоречит тем фактам, на которые можно твердо полагаться).
А потом... Потом я пишу универсалы. Универсалы, обращенные к народу. Где убеждаю народ в том, что он совершенно напрасно рубит шведов в капусту, что ему, народу, необходимо делать все наоборот - воевать против петровских войск, а шведам, наоборот, помогать. И чем же мне это аргументировать? Да вот этим самым - "ужастиками батуринской резни", больше - просто нечем. И я живописую в своих универсалах батуринскиме "ужастики", зачиная тем самым целый жанр. Жанр, более чем востребованный спустя три века благодарными потомками. Только непонятно, чьими потомками. Потомками мазепинских сердюков, что ли? Уж точно не потомками Палея, Апостола, Скоропадского, Кочубея и т.д.
Глубоки твои воды, великая река Хуаньхэ...
Наконец, если остались сомнения, существует очень простое и очевидное, и при том совершенно убийственное для сказки о батуринской резне свидетельство. Свидетельство современников - свидетельство - не словом, а делом. Это Полтава. Полтава - сердце Украины, и не случайно основой литературного украинского является именно полтавский диалект.
Осада Полтавы имела место через несколько месяцев после батуринских событий, в следующем, 1709 году. Полтавчане выдержали трехмесячную шведско-мазепинскую осаду и добрую дюжину штурмов, два из которых были совершенно чудовищными по своему накалу. Четыре раза шведы фактически врывались в город, но все равно оказывались в итоге выбитыми. Город оборонял отнюдь не только русский гарнизон (около 4 тысяч солдат), но и весь "городской" казацкий Полтавский полк (до 2 тысяч казаков) и ополчение из местных жителей (до 2,6 тысяч человек). Кстати, между прочим, общие силы защитников Полтавы лишь немногим превышали (если вообще превышали) силы батуринского гарнизона. Лишь дважды, во время самых жестоких штурмов, на крепостные валы Полтавы поднимались женщины и старики.
Однако полтавчане выстояли не два часа, как батуринские сердюки, а три месяца, и не против относительно небольшого отряда, какой был у Меньшикова, а против всей шведской армии в полном составе, и не один штурм, а более десятка. Полтавчане выстояли против подкопов с минами (подкопы, кстати, копали мазепинцы, - шведы их попросту заставляли это делать, на что те возмущенно роптали, о чем сохранились заметки шведских офицеров), против бомбардировок и массовых пожаров (был один случай, когда казаки городского полка побежали тушить свои дома, и тем самым оголили фронт, а шведы захватили один из валов и положение тогда спасла лишь отчаянная контратака русского полка), они выстояли против двух "тотальных" штурмов, когда на валы лезла одновременно практически вся армия Карла, и мужчинам выходили помогать женщины с вилами и косами, одним словом, полтавчане много чего вынесли такого, что батуринским сердюкам и не снилось.
И все это происходило ПОСЛЕ Батурина. Спрашивается, отчего же эти глупые и "несвидомые" полтавчане с такой впечатляющей стойкостью бились против шведов и мазепинцев?
Ответ очевиден - они настолько были запуганы ужасами "батуринской резни", что проявили чудеса героизма исключительно из стремления угодить далекому (и вообще неизвестно им, где находящемуся) Петру, не угождая Карлу и Мазепе, стоящим под стенами города. Другого объяснения у историков "галицкой школы" нет (как здорово, что это не мне требуется объяснять такие парадоксы, - пусть уж они объясняют).
|
|||||||||||||||||||||
Сказка
во всех подробностях
|
||||||||||||||||||||||
В числе многочисленных выходов кандидата в президенты Виктора Ющенко к народу было и посещение Батурина. Предвыборная бригада к выборам установила там крест в память о так называемой "Батуринской резне" 1708 г. На импровизированном митинге кандидат в Президенты Украины, заявил, что для него "трагедия Батурина созвучна с голодомором 30-х годов", и предложил отмечать память жертв Батурина ежегодно. Виктор Ющенко назвал цифру в 21 тысячу погибших.
"Батуринская резня" рассматривается определенной категорией историков и писателей, как достоверный исторический факт, и негодование по-поводу варварской жестокости войск Меньшикова стало уже общим местом у авторов этой "определенной" категории. Вот, например, как излагает эту историю Олена Апанович в книге ГЕТЬМАНИ УКРАЇНИ І КОШОВІ ОТАМАНИ ЗАПОРОЗЬКОЇ СІЧІ:
Далее описывается, как жестоко пытали и казнили пленных казаков (были изобретены новые казни) а также приводится свидетельство современника (в форме "один из современников свидетельствует"): "Все жители перерезаны - таков обычай нелюдей-московитов. Меньшиков приказал привязать трупы казацких начальников и пустить их по реке Сейм, чтобы известить остальных о гибели Батурина".
Далее указывается, что кроме жителей было истреблено 15 тысяч казаков, что террор длился два дня (13 и 14 ноября [т.е., 1 и 2]) и что царские солдаты в конце разрушили даже церкви. Захватив награбленные ценности и много пушек, Меньшиков двинулся дальше, сжигая все на своем пути, оставив на улицах и за городом валяющиеся на земле трупы христиан и младенцев.
Вот другое описание, принадлежащее Володимиру ГОЛОБУЦЬКОМУ, (цитируем по книге ЗАПОРОЗЬКЕ КОЗАЦТВО)
(Мы продолжаем свой рассказ, но пока раскроем маленький секрет: опровергать этих авторов мы не собираемся. Серьезные историки, пусть даже и "национально-свидомые", настолько явной чепухи не пишут. Мы намерены опровергать серьезных историков, тогда смехотворность приведенных выше "перлов" станет самоочевидной. Однако мы вынуждены привести эти отрывки, чтобы наглядно охарактеризовать для читателя современную популярную точку зрения на батуринские события.)
Орест Субтельный, канадский историк украинского происхождения - куда более серьезный и авторитетный автор. В своей известной книге "Ukraine: A History" он утверждает: "Все население Батурина, 6000 мужчин, женщин и детей, было перебито." Ссылок на источник при этом не приводится. (Пока что возьмем лишь на заметку разнообразие приводимых цифр - 21, 15, 10, 6 тысяч... )
В другой своей книге, "The Mazepists" ("Мазепинцы"), Субтельный приводит подробности, давая также и ссылку на источник.
Цифра (1) в тексте - это cсылка на источник. Ссылка гласит:
Ссылкой этой мы займемся позже, в правой части страницы, а здесь, ниже, нам пора перейти к исследованию источников, которыми пользовались наши многочисленные сказочники. |
||||||||||||||||||||||
Главные
сказочники, их источники, ссылки, аргументация и обоснования
|
||||||||||||||||||||||
Итак, для "историков" наподобие
двух первых, упомянутых нами, первым, последним и единственным на все
времена источником служил, служит и будет еще долго служить труд, известный
под названием "История Русов".
Что такое "История Русов" - отдельная
большая тема. Не уличал ее анонимного автора в подлогах, фальсификациях
и даже просто выдумках только ленивый, но, поскольку, на этой книжке
основывается целая наука, весьма ныне разветвленная (историография в
исполнении "галицкой школы"), ею стоит заняться отдельно,
и мы это непременно сделаем. Поскольку в оригинале "История Русов"
написана на хорошем русском языке, будет гораздо проще привести отрывки
непосредственно из оригинала, чем множить однотипные цитаты из сочинений
многочисленных сказочников. Вот что пишет анонимный автор "Истории
Русов" на тему батуринских событий: Осаждающіе
отбиваемы были несколько разъ отъ городскихъ валовъ, рвы городскіе
наполнялись трупами убитыхъ съ обеихъ сторонъ, но битва еще продолжалась
около города во всехъ местахъ... Наконецъ,
наступившая ночь и темнота развели бьющихся, и Россіяне отступили
отъ города и перешли реку Сеймъ для обратнаго похода. Но бывшій
въ городе съ полкомъ своимъ, Полковникъ Прилуцкій, Носъ, несогласный
также, какъ и другіе полки, на предпріятія Мазепины и гнушавшійсл
его вероломствомъ, а удержанный въ городе присмотромъ Сердюковъ,
выслалъ ночью изъ города Старшину своего, прозваніемъ Соломаху,
и велелъ ему, догнавши Менщикова на походе, сказать, чтобы онъ
приступилъ къ городу предъ светомъ и напалъ на указанное симъ
Старшиною место, на которомъ разположенъ полкъ Прилуцькій... ...и
когда Сердюки, поводомъ вчерашней ихъ викторіи, напились до пьяна
и были въ глубокомъ сне, напалъ онъ со всемъ войскомъ на сихъ
сонныхъ и прочинающихся, безъ обороны рубилъ ихъ и кололъ безъ
всякой пощады, а виднейшихъ изъ нихъ перевязалъ въ крюкъ.... ...Менщиковъ
ударилъ на гражданъ безоружныхъ и въ домахъ ихъ бывшихъ, кои ни
мало въ умысле Мазепиномъ не участвовали, выбилъ всехъ ихъ до
единого, не щадя ни пола, ни возраста, ни самыхъ ссущихъ младенцевъ.
За симъ продолжался грабежъ города отъ войскъ, а ихъ начальники
и палачи занимались, между темъ, казнею перевязанныхъ Сердюцкихъ
Старшинъ и гражданскихъ урядниковъ. Самая обыкновенная казнь ихъ
была живыхъ четвертовать, колесовать и на колъ сажать, а дальше
выдуманы новые роды мученія, самое воображеніе въ ужасъ приводящіе.
И
удивительна ли сія жестокость въ такомъ человеке, каковъ Менщиковъ?
Когда онъ былъ пирожникомъ и разнашивалъ по Москве пирога, то
слишкомъ ласкался къ темъ людямъ, кои пироги его покупали, а когда
сталъ Княземъ и полководцемъ, то уже слишкомъ варварски терзалъ
людей, оставившихъ ему превеликія богатства. ...Тела
избіенныхъ христіанъ и младенцевъ брошены на улицахъ и стогнахъ
града "и не бе погребаяй ихъ!" Менщиковъ, спеша отступленіемъ
и бывъ чуждъ человечества, бросилъ ихъ на съеденіе птицамъ небеснымъ
и зверямъ земнымъ, а самъ, обремененный безчетными богатствами
и сокровищами городскими и національными, и взявъ изъ арсенала
315 пушекъ, удалился отъ города и, проходя окрестности городскія,
жегъ и раззорялъ все, ему встречавшеесь, обращая жилища народныя
въ пустыню. ...Равной
участи подвержена была большая часть Малоросіи. Разезжавшія по
ней партіи воинства Царскаго сожигали и грабили все селенія безъ
изъятія, и по праву войны, почти неслыханному. Малоросія долго
тогда еще курилась после пожиравшаго ее пламени. Как легко убедиться методом сравнения,
современные и старинные "национально-свидомые" историки просто
пересказывают этот текст разными словами. Орест Субтельный на "Историю
Русов" не ссылается (коллеги бы засмеяли), и никаких кровавых подробностей
не приводит (без "Истории Русов" им неоткуда взяться), но
все же упоминает факт резни мирного населения и цифру 6 тысяч убитых
(правда, ссылка на первоисточник, которую он при этом делает, ошибочна
или фальшива, как мы убедимся чуть правее). Цифры "историков", упомянутых
выше, взяты из "Истории Русов" или из воздуха. Откуда же берется
цифра Субтельного, "около 6 тысяч"? В английской газете The Daily Courant в
номере от 29 декабря 1708 года напечатана следующая заметка. Yesterday
arriv'd mail from Holland.....From the Czar of Muscovy's Camp
near the River Desna, 16 Nov. 16.....GENERAL Mazeppa, aged 70
Years, Commander in chief of the Cossacks, had been engag'd by
the Swedish Generals to come over with his Troops to their Army..:..
by Order of his Czarish Majesty, Prince Menshikofmarch'd with
а Body of Troops to Baturin, the ordinary town of Residence of
Mazeppa; enter'd by Assault; put to the Sword 5 or 6000 rebellious
Cossacks, and caus'd some of the chief to be broken on the Wheel. "The
Daily Courant", no.2239 Вчера
прибыла почта из Голландии.....Из лагеря Царя Московии около реки
Десна, ноября.....ГЕНЕРАЛ Мазепа, 70-ти лет, Главнокомандующий
казаков, был связан со шведскими генералами, чтобы перейти со
своими войсками в их армию..... по приказанию Его Царского Величества,
князь Меньшиков отправился с корпусом войск в Батурин, город обычного
проживания Мазепы, и, взяв его штурмом, предал мечу 5 или 6 тысяч
мятежных казаков и казнил некоторых из главарей на колесе (перевод
Э.Понарина) Здесь, как видим, речь идет о 5 или 6 тысяч
убитых, но не мирного населения, а казаков. Прежде чем закончить с "источниками"
сказки, сделаем одно замечание общего характера. Речь ведь идет о временах не слишком древних,
не о Рюрике, не о Вещем Олеге. Все участники событий активно переписывались
при помощи пера и бумаги, и множество этих писем дошли до нас в подлиннике.
Как обнаружил автор при написании правой части страницы, Петр в те дни
писал до десятка писем и указов в день, Меньшиков писал по меньшей мере
ежедневно, а в "картонах" Меньшикова осталось множество писем
ему от казаков и служивых людей самого разного ранга. Все это сохранилось.
Подлинных документов, относящихся к тем событиям, обнаруживается неожиданно
много. Упоминаний о резне в них нет. Ну, предположим, Петр с Меньшиковым
хотели "скрыть свое преступление" и сознательно обходили "батуринскую
резню" в переписке (хотя переписка эта -
не "универсалы", не "манифесты", не пропагандистские
памфлеты - это оперативная переписка между начальником и подчиненным
в условиях военных действий, и в ней вряд ли есть место пропаганде).
Пусть. Но где же тогда письма Мазепы , где письма
Орлика и прочих мазепинцев? Где письма тех казацких старшин, что ушли
к с Мазепой к шведам? Они есть, эти письма,
и их много. Даже много лет спустя еще писались письма
участниками и свидетелями тех событий. Орлик, правая рука Мазепы, написал
в 1721 г. из-за границы большое покаянное письмо митрополиту рязанскому
и муромскому Стефану Яворскому, где не только кается, но и подробно
описывает события, связанные с изменой Мазепы. Письмо сохранилось в
подлиннике. О резне в нем ничего нет. Нет нужды проводить глобальный поиск -
мы уверены, что если бы существовало хотя бы слабенькое, отдаленное
упоминание о резне хотя бы в одном из подлинных документов
того времени, каковых сохранилось множество, то все авторы "галицкой
школы" ссылались бы на него неустанно и
беспрерывно на каждой странице каждого своего труда. Но ни одного такого свидетельства нет,
и потому им приходится ссылаться на "Историю Русов"
или (при наличии минимальной добросовестности) не ссылаться вообще ни
на что, разумея батуринскую резню, как "общеизвестный факт". Переходим теперь на правую половину страницы
и пытаемся разобраться, что же случилось в Батурине, опираясь только
на достоверные свидетельства и здравый смысл. |
||||||||||||||||||||||
Итак, что же получается у нас в "сухом остатке"? 5 или 6 тысяч польских наемников - вот достоверно подтвержденные жертвы батуринского штурма, которые, собственно, никогда и никем не отрицались. Все остальное, включая трупы убиенных младенцев под ногами, - это "История Русов". То есть сказки, не подтверждаемые никакими достоверно известными фактами, и опровергаемые множеством достоверных, пусть и косвенных свидетельств.
Сказки, имеющие своим происхождением источник, многократно уличенный в фальсификациях и выдумках по другим историческим темам, где имеется возможность прямо уличить анонимного автора в подлоге (выдуманные тексты договоров и трактатов, вообще выдуманные договора, полностью вымышленные исторические события и т.п.). Обещаем, что обратимся в "Истории Русов" в будущем с тем чтобы показать - этот уникальный в своем роде образец придуманной истории, лежащий в основе целой исторической "науки", не заслуживает доверия ни в одной своей букве. И беллетристические выдумки на тему "батуринской резни" - лишь одно из множества подтверждений тому.
Сведем напоследок вместе две версии хода событий только для того, чтобы убедиться - они не совпадают ни в одном пункте.
Ссылки по теме: "История Русов" в оригинале, украинский перевод "Истории Русов", указы и письма Петра за 1708 год, письмо Орлика, статья Эдуарда Понарина, послужившая толчком (и, отчасти, материалом) к написанию этой страницы.
P.S. Тема эта не нова. Много лет назад Н.Ульянов писал об "Истории Русов" и, в частности, о "батуринской резне", как об одном из сюжетов этого исключительного, не имеющего аналогов в истории, труда.
...Не этим, впрочем, опредЪляется ея исключительное мЪсто в русской, даже в мiровой литературЪ. Мы знаем не мало поддЪлок сыгравших политическую роль "Константинов дар", "ЗавЪщанiе Любуши", "ЗавЪщанiе Петра Великаго" и проч., но сочиненiя, в котором бы исторiя цЪлаго народа представляла сплошную легенду и измышленiе, - кажется, не бывало.
...Канадская газета "Наш Вик" в сто сороковую годовщину Полтавской битвы писала: "Коли Батурин героично, по конотопському, змагався з москалями, знайшився сотник Иван Нис, раньше пидкуплений московськими воеводами, який передав ворогови плян оборони миста, вказавши на таэмний вхид" {94}. Таких образцов распространенности и живучести в самостiйнической средЪ легенд "Исторiи Русов" можно найти не мало. Эпизод со взятiем Батурина, гдЪ Меньшиков велЪл, будто бы, перебить всЪх поголовно, вплоть до младенцев, - заслуживает особаго вниманiя. Жестокости тут описанныя встрЪчаются только в исторiях ассирiйских царей или в походах Тамерлана. Перевязанных "сердюцких старшин и гражданских урядников" он колесовал, четвертовал, сажал на кол, "а дальше выдуманы новые роды мученiя самое воображенiе в ужас приводящiе". ТЪла казненных Меньшиков бросал на съЪденiе звЪрям и птицам и покинув сожженный Батурин, жег и разорял по пути всЪ малороссiйскiя селенiя, "обращая жилища народныя в пустыню". Меньшиковскiй погром, в совокупности с безчинствами остальных русских войск, якобы грабивших Украину, превращается под пером автора "Исторiи Русов" в картину грандiознаго бЪдствiя, вродЪ татарскаго нашествiя. "Малороссiя долго тогда еще курилась послЪ пожиравшаго ее пламени". Настойчивое подчеркиванiе одiозности Меньшикова, за которым историки не находят ни приписываемой ему украинофобiи, ни перечисленных жестокостей, заставляет предполагать скрытую причину ненависти. Вряд ли она вызвана одним взятiем Батурина. Никаких особенных же- стокостей, кромЪ неизбЪжных при всяком штурмЪ, там не было. Сожжен и разрушен только замок в котором засЪли сердюки. Но штурм был дЪйствительно сокрушительный, потому что засЪвшiе ждали себЪ шведов на помощь и для Меньшикова промедленiе было смерти подобно. Начальствовавшiй над сердюками полковник Чечел, успЪвшiй бЪжать, но пойманный казаками и приведенный к Меньшикову, вовсе не был им казнен, но вмЪстЪ с есаулом Кенигсеком и нЪкоторыми другими взятыми в плЪн мазепинцами - отправлен в Глухов, гдЪ вскорЪ собралась казачья рада, низложившая Мазепу, избравшая на его мЪсто Скоропадскаго и казнившая публично взятых в БатуринЪ измЪнников. Не знаем мы за Меньшиковым и всЪх прочих приписываемых ему звЪрств. Зато сохранилось извЪстiе, дающее основанiе думать, что агитацiя против него вызвана личной ненавистью Мазепы и его ближайшаго окруженiя. Началась она года за три до взятiя Батурина и связана с самым зародышем мазепиной измЪны. ИзмЪна эта фабриковалась, как извЪстно, в ПольшЪ, при дворЪ Станислава Лещинскаго. Поляки давно обхаживали Мазепу посредством его кумы - княгини Дольской, но без замЪтнаго успЪха; хитрый гетман не поддавался ни на какiе соблазны. Только одно письмо княгини из Львова укололо его в самое сердце. Дольская писала, что гдЪ-то ей, однажды, пришлось крестить ребенка вмЪстЪ с фельдмаршалом Б. П. Шереметевым, и за обЪдом, когда княгиня упомянула про Мазепу, генерал Ренне, присутствовавшiй там, будто бы сказал: "Умилосердись Господь над этим добрым и разумным господином; он бЪдный и не знает, что князь Александр Данилович яму под ним роет и хочет отставя его, сам в УкрайнЪ быть гетманом". Шереметев, якобы, подтвердил слова Ренне, а на вопрос Дольской: "Для чего же никто из добрых прiятелей не предостережет гетмана?" - отвЪтил: "Нельзя, мы и сами много терпим, но молчать принуждены" {95}. Именно послЪ этого письма, воцаряется при гетманском дворЪ атмосфера недовольства и ропота против Москвы, усугубляемая ростом расходов на войну и на постройку Кiево-Печерской крЪпости, которую Петр потребовал возвести. Имя Меньшикова занимало особое мЪсто и в той агитацiи мазепинцев, что развернулась широко, главным образом заграницей, послЪ бЪгства и смерти Мазепы. Ему приписывалось угнетенiе украинцев, даже при помощи "всемогущей астролябiи, которой дотолЪ во всей Руси не бывало и перед которою все было безмолвно, почитая направленiе и дЪйствiе ея магнита божественным или мистическим произведенiем". ЗвЪрства царскаго любимца не ограничились по увЪренiю "Исторiи Русов", батуринскими избiенiями, но распространились на тЪх чиновников и знатных казаков, что не явились "в общее собранiе" для выборов новаго гетмана. Они, по подозрЪнiю в сочувствiи МазепЪ, "отыскиваемы были из домов их и преданы различным казням в мЪстечкЪ Лебедино, что около города Ахтырки". Казни были, разумЪется, самыя нечеловЪческiя, а казням предшествовали пытки "батожьем, кнутом и шиною, т. е. разженым желЪзом водимым с тихостiю или медленностью по тЪлам человЪческим, которыя от того кипЪли, шкварились и воздымались". Жертвами таких истязанiй сдЪлалось, якобы, до 900 человЪк. Сейчас можно только удивляться фантазiи автора, но на его современников картина меньшиковских звЪрств производила, надо думать, сильное впечатлЪнiе. Им неизвЪстно было, что число единомышленников Мазепы ограничивалось ничтожной горстью приближенных, что не только не было необходимости казнить людей по подозрЪнiю в сочувствiи гетману, но и тЪ из заговорщиков вродЪ Данилы Апостола и Галагана, которые, побыв с Мазепой в шведском станЪ, вновь перебЪжали к Петру, - не были ни казнены, ни лишены своих урядов. Данило Апостол сдЪлался впослЪдствiи гетманом. Дано было согласiе сохранить жизнь и булаву самому МазепЪ, послЪ того, как он, пробыв нЪкоторое время в шведском стану, дважды присылал к Петру с предложенiем перейти снова на его сторону, да привести заодно с собой короля Карла и его генералов. От Мазепы перебЪжали в 1709 г. - генеральный есаул Дмитр Максимович, лубенскiй полковник Зеленскiй, Кожужовскiй, Андрiан, Покотило, Гамалiя, Невинчаный, Лизогуб, Григорович, Сулима. Несмотря на то, что всЪ они вернулись послЪ срока назначеннаго Петром для амнистiи, и явным образом отвернулись от гетмана в силу того, что безнадежность его дЪла стала очевидной - Петр их не казнил, ограничившись ссылкой в Сибирь. Можно ли повЪрить, чтобы милуя таких "китов", он занимался избiенiем плотвы?
P.S. P.S. В последнее годы канадско-украинские "свидомые" археологи производят раскопки в Батурине, стремясь доказать факт резни. Сообщения об этих раскопках неоднократно появлялись в масс-медиа. Например, репортаж телеканала ICTV сообщает, что "Археологи відкрили вже 70 поховань." (Археологи нашли уже 70 захоронений). Далее утверждается, что среди найденных скелетов есть женские и детские со следами насильственной смерти. Несопоставимость числа найденных захоронений с легендарными числами 16 и 21 тысяч объясняется просто: "Ми не маємо нашими дослідами підраховувати кожну людину, але переконатись, що масові поховання були. Однак історія русів свідчить, що багато трупів було потоплено у Сеймі" (Мы не можем нашими исследованиями подсчитать каждого человека, однако убеждаемся, что массовые захоронения имели место. Однако, "История Русов" свидетельствует, что много трупов было утоплено в Сейме). То есть, мы этого не нашли, но из "Истории Русов" нам известно. Круг вновь замыкается на "Истории Русов".
P.S. P.S. P.S. Еще несколько мелких штрихов.
Гетманом был избран Скоропадский, если помните. Вот строки из его универсала, писанного в ответ на универсал Мазепы (судя по смыслу, это ответ на мазепинский универсал с воззваниями к народу и описанием резни, хотя сам мазепинский универсал до нас не дошел - зато, впрочем, дошла сказка, им рожденная): "однак же, що о жонах и детях, о гвалтованью паниям и о ином написано в изменничем универсале, то самая есть неправда, гды ж не только тые, не имеючие в руках оружие, але большая часть сердюков и из городовых войсковых людей, в Батурине бывших, напотом пощажены и свободно в домы, по указу Его Царского Пресветлого Величества, от князя, его милости, Меньшикова отпущены." (универсал от 8 декабря)
Чуть позже, 22 декабря 1708 года Скоропадский выдает батуринскому атаману Данилу Харевскому универсал, разрешавший жителям Батурина вновь селиться на старых местах. Постойте, каким таким жителям Батурина? Впрочем, подобные парадоксы становятся привычными в этом жанре, жанре "батуринской резни".
Наконец, последний штрих. Спустя 18 лет после описываемых событий, в 1726 году, проводилась опись города Батурина. с которой проще всего познакомиться в "Историческом очерке Батурина" историка Александра Лазаревского, и насчитывает эта опись в городе Батурине более 500 дворов. Вполне ничего себе городок для тех времен, чуть поменьше Полтавы. И откуда он только взялся?
|
||||||||||||||||||||||